медиагрупп

Мы открываем медицину для вас!

адрес медиагрупп

Москва, просп. Маршала Жукова, 38

Схема проезда

+7 (800) 551-59-38

+7 (495) 943 99-20

+7 (495) 943-99-20
поиск по сайту
Главная > О чем молчит бизнес

О чем молчит бизнес

Здравоохранение, как отрасль, сопряженная с различными социальными рисками, остро чувствует последствия слабой экономики. И именно тогда, когда дефицит бюджетных денег становится ощутимым для гос. медицины, о реформах начинают говорить, как о чем-то неизбежном. Однако к причинам низкой эффективности системы отечественной медицины участники рынка причисляют не только отсутствие инвестиционной поддержки, но и процессы, косвенно влияющие на рыночную конъюнктуру, как, например, проблему интеграции частных медицинских клиник в структуруроссийского здравоохранения. Несмотря на то, что более 80 % медицинских учреждений в Москве являются частными, а доля рынка мед.бизнеса регулярно растет и сегодня составляет уже порядка 20 %, целостности и системности, при которой частным медицинским клиникам отводилась бы роль полноправных функциональных субъектов отрасли, нет. При этом для всех очевидно, что мед.бизнес должен выгодно дополнять рынок, как во всех развитых странах, а не паразитировать. Об этом мы говорим с руководителем сети клиник «НИАРМЕДИК», председателем Гильдии производителей медицинских товаров и услуг Московской Торгово-Промышленной Палаты Олегом Владимировичем Рукодайным.

Олег Владимирович, медицина вроде бы одна у нас в стране, но при этом мед.бизнес вынужден жить по своим внутренним правилам. И даже те клиники, которые пытаются быть социально-ориентированными и участвовать в программе гос.гарантий по заведомо убыточным тарифам, все равно  долго не задерживаются  в ней. Почему так происходит?Почему условия государственного регулирования не приемлемы для бизнеса, а интересы бизнеса, наоборот, мало волнуют государство?

  — к сожалению и в 21 веке мы продолжаем жить и работать по советской модели, при которой главное – это освоить средства ОМС, оказав медицинские услуги,а вот их качество и результат не так важны ни для государства, ни для мед.учреждений. Нет особого интереса и к тому, чтобы создать высокосервисные и конкурентоспособные бюджетные ЛПУ, тем самым внедрить эффективные механизмы, при которых рынок заработает по законам экономики. Пересмотреть тарифы ОМС и создать равно комфортные условия для бюджетников и частников – также не первозадача. При этом у нас любят говорить о развитии государственно-частного партнерства и о том, как важен в медицине частный капитал. В то же время мед.бизнес сегодня собственными силами справляется с последствиями кризиса -низкая покупательская способность, высокие инфляционные издержки, почти полное отсутствие инвестиционной активности заставляют пересматривать политику ценообразования,  бизнес-подходы, придумывать новые идеи, чтобы оставаться клиентоориентированным. С другой стороны, предпосылок для сдерживания роста рынка частной медицины по нашим наблюдениям сегодня нет. Это происходит, главным образом, потому что в докризисное время мед.бизнес жил  в условиях активного рыночного роста. Клиники планировали и развивались – брали курс на расширение перечня медицинских услуг, многие сетевые клиники увеличили количества своих офисов, в том числе, и в регионах по модели франчайзинга, вводили новые стандарты, обновляли оборудование итд. Сегодня все это несомненно играет на руку бизнесу.

Как изменился спрос на коммерческие мед.услуги в связи с кризисом в последнее время? От чего клиенты отказываются, а что стало более востребованным?

— я бы сказал, что спрос на услуги частных медицинских клиник не меняется. Хотя, безусловно, в кризис снижается платежеспособность населения, люди экономят, в том числе, и на услугах.  Но если пациент привык к повышенному сервису, он не станет полностью отказывать себе в этом, а скорее, переориентируется на более бюджетный пакет мед.услуг, что мы сейчас и наблюдаем.

Скажу, что до 2015 года динамика рынка платных услуг в медицине давала ежегодный прирост в среднем на 5 — 10 %. В кризис, конечно, таких показателей мы не фиксируем. Но то, что сейчас происходит —  нельзя характеризовать, как падение рынка,  это, скорее, снижение темпов роста. Вместе с тем, эти риски нивелируются  увеличением общего объема рынка платной медицины.  Официальная статистика говорит о том, что  за последние пять лет рынок частных мед.услуг в России фактически удвоил показатель по общему  объему – от 8 % в 2010 году до 22 % — в 2015.

Мы предполагаем, что объем рынка платных медицинских услуг и дальше будет расти. Сейчас создалась более или менее благоприятная для этого ситуация. Оптимизация государственного здравоохранение привела к росту количества платных услуг в бюджетных поликлиниках и подорожанию этих услуг, а также способствовала реорганизации, объединению лечебных учреждений, что могло спровоцировать дефицит поликлиник в отдельных районах столицы.

Росту объемов рынка способствует и развитие франчайзинговых проектов, не так ли? Откуда такой повышенный интерес к этой модели работы, ведь очевидно, что несмотря на гарантии полного сопровождения проекта, это, прежде всего, старт-ап, где все риски для бизнеса сохраняются?

Повышенный интерес к франчайзинговым проектам можно объяснить возможностью минимизировать риски, что в период кризиса является главным условием устойчивости на рынке. По статистике,в условиях депрессивной экономики рынок покидают до 30 % вновь созданных клиник малого формата. Франчазинг же помогает сдерживать негативные процессы.

Сегодня рынок франчайзинга в медицине в основном представлен лабораторной диагностикой – по объему это не более 5 %. Сеть клиник «НИАРМЕДИК» в 2009 году одна из первых в России разработала и внедрила франшизу на многопрофильный лечебно-диагностический медицинский центр. За это время по модели франчайзинга удалось открыть 9 клиник, из них 2 клиники – в Алтуфьево и на Боткинской созданы в 2015 году.  

Сегодня затраты на медицинский центр площадью 1500 квадратных метров составляет порядка  2,5 млн. долларов. Выходит на самоокупаемость такой медицинский центр в течение года-двух и, соответственно, вернуть вложенные инвестиций франчайзи может  в течение 5-8 лет.

Медицина — бизнес, сочетающий высокую доходность и высокие риски инвестиций. Есть ли сегодня хоть какой-то интерес у инвестора вкладываться в старт-ап в медицине в России и есть ли у нас такая потребность? 

— определенно существуетпотребность в привлечении частного капитала в систему здравоохранения. Чтобы понять это, можно привести, например, вот такую статистику — износ основных фондов в нашем здравоохранении сегодня составляет до 40-45%, но 15-20% объектов здравоохранения – федеральных и региональных являются привлекательными для инвесторов. Называется и такая цифра — наша медицина нуждается в инвестициях в размере не менее триллиона рублей, а на полное ее восстановление потребуется вдвое больше.

Могут ли повлиять на положение дел в медицине меры поддержки мед.бизнесу? Как вы, например, оцениваете одну из последних инициатив московского правительства по изменениям в налоговое законодательство, которые призваны были в 10 раз снизить ставку по налогу на имущество для  мед.клиник, имеющих помещения в собственности?

— оцениваю неоднозначно. Если учесть, что почти все частные медицинские клиники в Москве, включая крупные сетевые, работают на арендуемых площадях, то масштабы правительственной «антикризисной помощи» для медицинского бизнеса в свете данного документа, отнюдь не велики.

Совершенно непонятной при этом остается схема правоотношений между собственником помещения и арендатором — медицинской клиникой. Будет ли собственник платить льготную ставку по налогу за объект, который попадает под льготную категорию, но хозяйственную деятельность на котором он (собственник) фактически не ведет? И скажется ли это на арендной плате для частной клиники, то есть фактически стоит вопрос – дойдет ли льгота до адресата?

Кроме того, в законе четко прописано, что платить в десять раз меньше от исчисляемой суммы по налогу на имущество на протяжении 10 ближайших лет смогут только мед.клиники, открытые с 2013 года.  Убежден, что таковых будет немного – количество предпринимателей, которые в пик кризиса, возьмут на себя такие риски, крайне мало.

Сегодня называется цифра – всего-навсего 11 объектов медицинского назначения, которые попадают под действие налоговых преференций и для которых нагрузка по налогу на имущество снизится в 10 раз. Чтобы понимать — из более, чем полутора тысяч частных клиник, работающих сегодня в Москве, долгосрочные льготы будут иметь  11 – это менее 1 %, то есть капля в море.

Но есть инициативы куда более скандальные, не популистские, откровенно подрывающие положение бизнеса. Например, в части введения новых полномочий Росздравнадзора. Сначала этому органу дают право лишать клиники лицензий без судебных решений, а затем право изымать и утилизировать оборудование — также на основе собственных заключений, вне судебных разбирательств…..

— да, мы по этому поводу направили обращение в Минэкономразвития РФ, где заявили о нарушениях прав владельцев частных клиник при осуществлении государственного надзора в сфере обращения медицинских изделий, явных противоречиях в отраслевом законодательстве и отсутствии четких критериев – что же все-таки является медицинским контрафактом и подлежит изъятию и уничтожению.  

Ранее была еще одна инициатива, против которой мы выступали. Дело в том, что все медицинские изделия и препараты, содержащие в своем составе более 0,5 % этилового спирта, могли попасть в разряд дефицитных. Вступили в силу поправки к 171 ФЗ, которые обязали поставщиков получать лицензии на хранение и поставку спиртсодержащей продукции. 

Мы подсчитали — в этом случае уже через 4 месяца все стоматологические клиники могли  перестать оказывать услуги населению из-за отсутствия расходных материалов. Некоторые виды стоматологических услуг могли подорожать, потому как себестоимость сырья возросла бы в 2 раза, по нашим расчетам, рынок могли покинуть до 90 % предприятий, осуществляющих поставки мед. изделий в лечебные учреждения, в том числе, в рамках государственных и муниципальных закупок.

Могу сказать, что отмена поправок обсуждается сегодня на высоком уровне, к нам прислушались и в чем-то поддержали.

Поделиться в соцсетях

Читайте также

все новости

Олег Владимирович Рукодайный, Руководитель сети клиник НИАРМЕДИК

-Уважаемый Олег Владимирович! В последнее время в системе…Подробнее

Мы мгновенно подстраиваемся под новые экономические условия!

Даже в сложных экономических условиях, самое важное для…Подробнее

Яндекс.Метрика